Место дисциплины в структуре ООП

Министерство образования и науки Российской Федерации

ПОВОЛЖСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ

Кафедра Отечественной истории и археологии

УТВЕРЖДАЮ Заведующий кафедрой_Репинецкий А.И. Протокол №____от «__________» 2011г.

Королев А.И.

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Историческая география

Направление подготовки 050100.62 Педагогическое образование

____________________________________________________________

История и обществознание

_________________________________________________________________

Бакалавр

_________________________________________________________________

Очная

_________________________________________

Председатель УМК _______________/______________

Самара 2011 г.

Цели и задачи дисциплины

Цельюдисциплины является подготовка студентов к организации обучения в системе основного образования с учетом содержательной специфики курса «Историческая география», логических и содержательно-методических связей в предметной области «История» и задач по духовно-нравственному воспитанию обучающихся. Раскрыть содержание основных особенностей влияния географической среды на ход исторических событий в прошлом, выявить основные особенности действия этих факторов на различных этапах отечественной истории.

- в областиобразования: изучение специфических особенностей исторической географии в рамках исторической науки, ее особого значения в исследовании исторического прошлого влияние географической среды на ход исторических событий;

- изучение основных источников исторической географии в взаимосвязи с историей России;

- раскрытие специфики межпредметных связей исторической географии с историей России, археологией, антропологией, этнологией, палеолингвистикой, археозоологией, археоботаникой, историей климатических изменений;

- воспитание гражданской позиции и мировоззренческих установок студентов, создание условий для развития у них критического мышления и готовности к толерантному социальному сотрудничеству;

- развитие когнитивных способностей и информационно-коммуникативной культуры студентов, их функциональной грамотности;

- в областикультурно-просветительской деятельности: подготовка студентов к использованию знаний по исторической географии в культурно-просветительской деятельности.

Место дисциплины в структуре ООП

Профессиональный цикл. Дисциплины и курсы по выбору Б.2.2/в1 части гуманитарного, социального и экономического цикла. Для освоения дисциплины студенты используют знания, умения, навыки, способы деятельности и установки, полученные и сформированные в ходе изучения истории России в общеобразовательной школе. Историческая география изучается параллельно археологии и истории Древнего мира, и предшествует изучению курса история Древней Руси.



С этого предмета начинается обучение студентов, поэтому она опирается на результаты школьного образования.

Дисциплина «Историческая география» опирается на результаты формирования компетенций в отмеченных курсах, в ходе ее изучения должны формироваться компетенции: ОК-1, ОК-8, ОК-9, ОК-15, ОПК-2, ПК-2.

Для освоения дисциплины студент должен знать:

хронологические рамки и периоды, даты важнейших событий, соотносить год с веком, устанавливать последовательность, длительность, синхронность и асинхронность исторических событий.

этапы исторического развития России в данный период;

взаимосвязь истории России и мировой, национальной, региональной и локальной истории;

основные труды по истории древней и средневековой России.

уметь: - устанавливать причинно-следственные связи при анализе исторических явлений и процессов;

анализировать и систематизировать фактическую информацию по соответствующей исторической проблематике;

работать с научной, справочной и методической литературой.

Владеть: - основными историческими и географическими понятиями и применять их для объяснения исторических процессов в России.

Студент должен владеть навыками использования методов исторического исследования:

сравнительно-исторический, позволяющий проводить необходимые сравнения различных исторических событий с целью выявления их общих черт, особенностей, самобытности и степени заимствования;

хронологический метод, ориентирующий на изучение тех или иных событий, анализ движения научной мысли, смену позиции, взглядов и идей в хронологической последовательности, что позволяет вскрыть закономерности развития отечественной истории;

Освоение дисциплины помогает изучению курсов «Истории древней Руси», «Истории средневековой Руси», «История Российской империи», «Новейшая история России», «Историография истории России».



Структура модуля (дисциплины):

№ п/п Дисциплина (учебные курсы) Семестр Форма промежуточной аттестации Форма итоговой аттестации
1. историческая география экзамен
По модулю (дисциплине):

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

Общекультурные: ОК-1, ОК-8, ОК-9, ОК-15.

Общепрофессиональная компетенция ОПК-2.

Профессиональные: ПК-2.

Образовательные результаты:

Общекультурная компетенция (ОК – 1)

Знает: правила постановки цели и выбора путей ее достижения.

Умеет: анализировать и обобщать информацию.

Владеет: культурой мышления.

Общекультурная компетенция (ОК – 8)

Знает: основные сайты, где имеется информации по «Исторической географии»;

Умеет: находить и извлекать информацию в глобальных компьютерных сетях;

Владеет: навыками критического подхода и анализа к извлекаемой информации.

Общекультурная компетенция (ОК – 9)

Знает: глобальные компьютерные сети, содержащие информацию по «Исторической географии».

Умеет: находить и извлекать эту информацию

Владеет: критическим анализом информации, содержащейся в глобальных компьютерных сетях.

Общекультурная компетенция (ОК – 15).

Знает: историко-географические факторы, влияющие на развитие Российской государственности.

Умеет: анализировать причины влияния этих факторов.

Владеет: исторической терминологией, связанной с «Исторической географией»

Общепрофессиональная компетенция (ОПК-2).

Знает: основные историко-географические факты.

Умеет: использовать знание основных историко-географических фактов в образовательной и культурно-просветительской деятельности.

Владеет: способностью использовать систематизированные теоретические и практические знания, полученные в курсе «Исторической географии» при решении социальных и профессиональных задач, владеет навыками работы с историческими картам и схемами.

Профессиональная компетенция (ПК – 2).

готов применять методики и технологии при изучении курса историческая география, в том числе и информационные.

Знает: современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества изучении курса историческая география.

Умеет: использовать современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества изучении курса историческая география.

Общая трудоёмкость дисциплины составляет 2 зачётные единицы.

Требования к результатам освоения модуля (дисциплины):

Студент после освоения содержания модуля (дисциплины) обладает следующими компетенциями:

а) общекультурными (ОК):

ОК-9. Владеет способностью работы с информацией в глобальных компьютерных сетях.

общепрофессиональными (ОПК):

ОПК-2. Владеет способностью использовать систематизированные теоретические и практические знания, полученные в курсе «Исторической географии» при решении социальных и профессиональных задач, владеет навыками работы с историческими картам и схемами.

б) профессиональными (ПК):

ПК-2. Владеет: навыками использования современных методик и технологий применяемых в изучении курса историческая география.

· в области культурно-просветительской деятельности:ОК-9, ОПК-2;

· в области преподавательской деятельности: ОПК-2, ПК-2.

В результате изучения модуля (дисциплины) студент должен:

Знать: о специфике источников исторической географии, ее значении для формирования целостного исторического знания, основные факты влияния природно-климатических условий на ход исторического процесса, основные особенности региональной хозяйственной деятельности Руси и России, знать основные подходы комплексного изучения истории, хронологические и территориальные границы соответствующих этапов развития России. Географические, этнические, социально-экономические, военно-политические факторы исторической географии.

Уметь: формулировать цели и задачи самостоятельного исследования в рамках предмета, подбирать необходимые источники, литературу и справочные издания и использовать полученные знания в профессиональной деятельности.

Владеть: основными понятиями и терминологией исторической географии, навыками работы с исторической картой, навыками поиска, систематизации и применения информации, в том числе в электронных сетях, способностью применять приобретенные знания и умения в практической преподавательской и культурно-просветительской деятельности.


1309005934702837.html
1309050394659220.html
    PR.RU™