Себестоимость перегрузки грузов по одной технологической схеме  

Себестоимость перегрузки грузов по одной технологической схеме

РАСХОДЫ МОРСКОГО ПОРТА

Планирование расходов на погрузо-разгрузочные работы

Расходы, необходимые для осуществления эксплуатационной деятельности, занимают важнейшее место среди факторов, определяющих конечные экономические результаты работы морского порта.

Общая сумма расходов на выполнение погрузо-разгрузочных работ включает в себя издержки на перегрузочные операции, осуществляемые силами и средствами порта.

К ним относятся:

- основные перегрузочные работы;

- складские операции;

- содержание обменного парка вагонов;

- сепарация грузов;

- транспортно-экспедиционные операции;

- внепортовые работы.

Наибольший удельный вес в общих расходах по эксплуатационной деятельности имеют основные перегрузочные работы.

По основным перегрузочным работам расходы планируют по калькуляционным статьям затрат:

- основная и дополнительная заработная плата производственного персонала;

- отчисления на социальное страхование;

- расходы на топливо и электроэнергию;

- расходы на амортизацию основных фондов;

- расходы на текущий ремонт;

- расходы на содержание аппарата управления (административно-управленческие);

- расходы на приобретение материалов, малоценного инвентаря и быстроизнашивающихся предметов;

- общеэксплуатационные расходы;

- прочие расходы.

Наибольший удельный вес имеют расходы на основную и дополнительную заработную плату портовых работников (Rз.пл.).

Заработная плата производственного персонала складывается из основной и дополнительной заработной платы, а также доплат портовых работников - портовых рабочих на портовых и внепортовых работах, оперативно-распорядительского и обслуживающего персонала грузовых районов.

Основная заработная плата включает в себя оплату сдельной и повременной работы портовых рабочих по тарифным ставкам и инженерно-технических работников и служащих по должностным окладам.

К дополнительной заработной плате относятся оплата отпусков, оплата за время выполнения государственных и общественных обязанностей, выходные пособия.

К доплатам относятся премии, начисленные согласно действующему в порту "Положения о премировании" за выполнение установленных производственно-финансовых показателей, доплаты бригадирам за руководство бригадами, доплата рабочим за классность (квалификацию), за работу в ночное время, в праздничные дни, вознаграждение за выслугу лет и другие).



Расходы на заработную плату планируют исходя из плановых объемов переработки по укрупненной номенклатуре грузов, нормативной трудоемкости работ, часовых тарифных ставок на перегрузочных работах, плановой численности и должностных окладов.

Расходы на социальное страхование определяют исходя из действующих положений по отчислению во внебюджетные социальные фонды. В настоящее время выплаты составляют: в пенсионный фонд -20% от начисленной суммы оплаты труда, в фонд социального страхования -2,9 %, в фонд обязательного медицинского страхования -3,1%.

Расходы на топливо (Rтопл.) и электроэнергию (Rэ.эн.) определяют в зависимости от мощности установленных в порту потребителей электроэнергии, типа и количества машин и механизмов, количества потребляемых ими топлива и электроэнергии. Расходы на электроэнергию, используемую для производства погрузо-разгрузочных работ и связанных с ними операций определяют по двухставочному тарифу. Двухставочный тариф состоит из годовой платы за 1 квт заявленной (абонированной) максимальной мощности и платы за 1 квт-ч фактически потребленной активной энергии.

Расчеты ведут по отдельным грузам, технологическим линиям, специализированным специальным комплексам, суммируя затем результаты в целом по порту. Такой метод прямого счета точен, но очень трудоемок. Поэтому, в практике чаще пользуются укрупненными методами расчета, основанными на нормативах затрат электроэнергии, устанавливаемым на основе анализа за ряд предыдущих лет, с учетом планируемых объемов грузопереработки.

Расходы на текущий ремонт (Rтек.рем.) рассчитывают в соответствии с планами ремонта перегрузочного оборудования и ремонтными ведомостями, в которых обозначены работы, подлежащие выполнению, их объем и стоимость.

Годовые расходы на текущий ремонт можно также планировать с помощью укрупненных нормативов затрат на ремонт отдельных видов перегрузочных машин и механизмов. Нормативы устанавливают в процентах от стоимости оборудования и дифференцируют по типам перегрузочных машин и по коэффициенту их использования по времени в течение года.



Износ основных производственных фондов - крупный элемент затрат, равный сумме амортизационнных отчислений. Планирование затрат на амортизацию (Rам) осуществляется по укрупненным нормативам в процентах от стоимости оборудования с дифференциацией по видам машин и механизмов.

К расходам на приобретение материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов (Rмбп) относятся расходы на различные материалы, в том числе на смазочные и обтирочные, спецодежду и спецобувь, малоценные и быстроизнашивающиеся инструменты, приспособления, такелаж, производственный и прочий инвентарь, стоимость которого в настоящее время ограничена 100-ми минимальными размерами оплаты труда в месяц или сроком службы менее 1 года (независимо от стоимости единицы). Наибольший удельный вес в этой статье затрат составляют смазочные и обтирочные материалы. Расходы на приобретение смазочных и обтирочных материалов принимают в определенной доле от расходов на топливо и электроэнергию. Эту долю устанавливают на основе анализа расходов по этой статье за ряд предшествующих плановому периоду лет с учетом изменения цен на топливо, электроэнергию и материалы и мероприятий по экономии этих ресурсов.

Расходы на замену спецодежды и спецобуви устанавливают на основании контингента работающих по профессиям, структуры планового грузооборота, принятых в коллективном договоре норм спецодежды и спецобуви на 1 работника, предполагаемых цен за комплект.

Остальные расходы на приобретение малоценных и быстроизнашивающихся предметов, инструментов, приспособлений, такелажа, производственного и прочего инвентаря рассчитывают по укрупненным нормативам, разработанным на 1 тонну переработанного груза, дифференцированно по генеральным, навалочным, лесным грузам.

Расходы на содержание аппарата Управления(Rауп) (административно-управленческие) включают в себя:

- расходы на заработную плату работников аппарата Управления порта с отчислениями на социальное страхование;

- командировочные расходы работников аппарата Управления порта;

- расходы на содержание легкового автотранспорта;

- расходы на текущий ремонт зданий Управления порта;

- оборудование, канцелярские расходы (почтово-телеграфные, телефонные, типографские и другие);

- расходы на содержание зданий аппарата Управления.

Расходы на заработную плату аппарата Управления планируют по должностным окладам согласно штатного расписания, включая дополнительную заработную плату и отчисления на социальное страхование.

Остальную часть административно-управленческих расходов планируют по укрупненным нормативам и сметам.

Вобщеэксплуатационные затраты(Rоб.экспл.) порта включают самые разнообразные виды затрат, которые не могут быть отнесены непосредственно на тот или иной вид деятельности порта:

- заработную плату, связанную с подготовкой кадров;

- с отчислениями на социальное страхование;

- прочие расходы на подготовку кадров;

- несписочный фонд заработной платы с отчислениями на социальное страхование;

- расходы на пропаганду безопасности труда;

- расходы на медико-санитарные мероприятия (медицинское обслуживание, приобретение медикаментов для медицинских пунктов порта и других;

- расходы на практикантов.

Общеэксплуатационные расходы в большинстве своем планируются по нормативам, сметам и на основе других конкретных данных.

Значительное место в составе общеэксплуатационных расходов занимают расходы на подготовку и повышение квалификации докеров-механизаторов, складских работников, рабочих для обслуживания перегрузочного оборудования в системе учебно-курсовых комбинатов. Эти расходы учитывают в соответствии с планом подготовки и повышения квалификации кадров.

Общеэксплуатационные и административно-управленческие расходы распределяются между отдельными подразделениями и видами деятельности порта пропорцио расходы нально фонду заработной платы.

Статья Прочие расходы(Rпроч) носит комплексный характер и включает в себя:

- расходы на подачу и уборку железнодорожных вагонов к причалам и складам для погрузо-разгрузочных работ;

- расходы на перевозку грузов, инвентаря и материалов автотранспортом;

- расходы на сепарационные и крепежные материалы;

- расходы на оплату работ, выполненных служебно-вспомогательным портовым и арендованным флотом по буксировке и перешвартовке плавучих кранов, перегружателей и т.п.

Планирование по статье "Прочие расходы" осуществляется на основе укрупненных нормативов, анализа расходов по этой статье за ряд предшествующих лет, плана организационно-технических мероприятий и других документов. Например, расходы по подаче и уборке железнодорожных вагонов определяют на основании планового вагонооборота, среднего числа вагонов в одной подаче и установленной ставки оплаты одной подачи.

На основании выполненных расчетов по элементам статьи "Прочие расходы" составляется "Расшифровка прочих расходов", прилагаемая к расходам на выполнение перегрузочных работ.

Таким образом, в практике планирования расходов на погрузо-разгрузочные работы используют 2 основных метода расчета:

- метод прямого расчета общей суммы затрат на выполнение перегрузочных работ;

- метод измерения связей, с помощью которого устанавливают зависимость расходов от определяющих их технико-экономических факторов.

Общая сумма расходов на погрузо-разгрузочные работы в морских портах (Rпрр) может быть в общем виде определена по формуле: (70)

Себестоимость перегрузки грузов по одной технологической схеме.

Определение средней себестоимости переработки 1т груза не дает возможности детально оценить влияние организационно-технических факторов на перегрузочный процесс и наметить пути снижения себестоимости непосредственно в ходе его. Расчет оперативной себестоимости 1 тонно-операции перегрузки груза по конкретной технологической схеме позволит оценить экономическую эффективность принятой технологии, выбрать наиболее рациональные технологические схемы перегрузки грузов.

Себестоимость перегрузки 1т груза по одной технологической схеме, т.е. себестоимость Sт-оп одной тонно-операции может быть определена на основании анализа и обработки статистических данных за отчетный период времени, т.е. опытно-статистическим методом, или расчетно-нормативным способом.

Средние величины, полученные при опытно-статистическом методе не могут служить основным критерием для оценки истинных затрат порта, связанных с применением той или иной технологии обработки судов, так как они включают в себя все виды организационно-технических неполадок, имевших место в отчетном периоде. Кроме того, структура грузооборота порта изменяется с точки зрения трудоемкости производства грузовых операций, а условия работы в планируемом периоде могут не совпадать с теми, которые были в предыдущем периоде, что не дает возможности использовать в качестве нормативов средние величины эксплуатационных затрат, из которых слагается себестоимость погрузо-разгрузочных работ.

Вследствие этого необходимые нормативы расходов на единицу времени или единицу продукции надо для этих целей определять расчетным способом исходя из технико-эксплуатационных характеристик используемого оборудования и технологических нормативов, не исключая, при этом, некоторые элементы статистического анализа.

Известно несколько расчетных способов определения оперативной себестоимости 1 тонно-операции.

Затраты на производство грузовых операций делятся на две группы: прямые и косвенные. К косвенным относятся затраты, которые непосредственно не зависят от технологии и не изменяются под её влиянием. Косвенные расходы распределяются между хозяйствами порта или по видам грузов пропорционально фонду заработной платы, начисленной по нарядам, или на основании плановых расчетов. При расчете оперативной себестоимости эти расходы не учитываются.

На величину себестоимости перегрузки груза по конкретной технологической схеме оказывают влияние:

- транспортная характеристика груза (масса, габариты, упаковка одного места, погрузочный объем, особые свойства груза);

- технологическая схема, определяющая порядок и последовательность выполнения грузовых операций, численность бригады, число перегрузочных машин с учетом расстояния их внутрипортового перемещения;

- техническая характеристика подъемно-транспортного оборудования;

- тип грузозахватных приспособлений;

- класс грузовых помещений судов;

- затраты, связанные с организацией обработки вагонов в порту.

Себестоимость перегрузки 1 т груза по одной технологической схеме включает в себя затраты порта: на заработную плату Rз.пл. портовых рабочих, распорядительского и административно-управленческого аппарата; на содержание перегрузочных машин R мех ; на электроэнергию для освещения причала, складов, портовой территории Rосв; на содержание грузозахватных устройств, инвентаря и такелажа Rгзп; на приобретение сепарационных и крепежных материалов Rсеп; на операции обработки транспортных средств Rт-с; прочие Rпр.

(71)

Расходы на заработную плату представляют собой сумму расходов на заработную плату портовых рабочих, непосредственно занятых на погрузо-разгрузочных работах, с доплатами Rгр, портовых рабочих, занятых техническим обслуживанием перегрузочных машин Rоб, распорядительского персонала, портовых рабочих, выполняющих вспомогательные работы по обеспечению перегрузочных операций Rвсп и персонала административно-управленческого аппарата Rауп:

(72)

при этом (73)

(74)

(75)

, где (76)

f осн, f доп, f об - тарифные часовые ставки (руб/чел, час) соответственно за выполнение работ непосредственно по перегрузке грузов; за классность портовых рабочих, работу в ночное, праздничное и сверхурочное время при определении доплат; за выполнение работ по обслуживанию перегрузочных машин;

- трудоемкость перегрузки груза, чел-час/т;

Тсх - продолжительность погрузки груза на судно (выгрузки из судна) по рассматриваемой технологической схеме, сут; при продолжительности работ менее 24 час принимается Тсх=1;

ni- количество i- группы, используемых при работе по рассматриваемой технологической схеме;

tоб.i- время, отводимое на техническое обслуживание одной машины i-го типа в течение суток, час;

Qт.сх. - количество груза, перегруженного по рассматриваемой технологической схеме, т.

В этих же формулах приведены коэффициенты, учитывающие соответственно отчисления в фонды социального страхования Rсоц. , полные надбавки Rп, премии портовым рабочим и административно-управленческому персоналу Rпр, доплаты бригадиру комплексной бригады за руководство бригадой Rбр, дополнительную заработную плату за время отпусков и выполнение государственных и общественных обязанностей Rдоп, доплаты портовым рабочим за классность dкл, и за работу в ночное, праздничное и сверхурочное время Rночн.

Затраты на содержание перегрузочных машин, приходящиеся на 1т перегруженного груза по конкретной технологической схеме определяются по формуле:

; где (77)

- время, необходимое машинам на перегрузку 1т груза при работе по конкретной рассматриваемой схеме, машина час/т;

ni - число однотипных перегрузочных машин, используемых при работе по той же схеме;

Ri - часовой расход на содержание машины i-го типа, включающий отчисления на амортизацию и текущий ремонт машины Rа.р.i., на электроэнергию при использовании портального крана Rэл.п.i. и электропогрузчика Rэл.п.i., на топливо при использовании автопогрузчиков Rт.i., а также расходы на смазочные и обтирочные материалы Rсм.

Часовой расход на амортизацию и текущий ремонтперегрузочной машины определяется по формуле:

, где (78)

Тн - продолжительность навигации, сут;

Кб.i. - балансовой стоимости i-ой машины, руб.

Стоимость электроэнергии, затраченной краном, может быть определена как:

, где (79)

Сэ - стоимость 1 квт-ч электроэнергии, руб.;

- суммарная мощность электродвигателей крана (механизмы подъема, поворота, передвижения), кВт;

- коэффициент одновременной работы двигателей;

- коэффициент использования мощности двигателей;

tц - время цикла работы крана, мин.;

Р - средняя производительность крана, т/час.;

q - масса груза, перемещаемого краном за один цикл.,т.

Расходы на электроэнергию при зарядке аккумуляторов на час работы электропогрузчика определяются по формуле:

, где (80)

Еб - емкость батареи, А-час;

Иб - номинальное напряжение батареи, В;

tр.б. - время разряда батареи, час.

Часовой расход на топливо при использовании автопогрузчиков:

, где (81)

Чт - норма расхода топлива на 1ч работы машин, кг;

Ст - стоимость 1 кг топлива, руб.

Расходы на смазочные и обтирочные материалы Rсм принимаются в процентном отношении от расходов на электроэнергию и топливо.

Суммарные расходы на освещение мест работы (причала, склада, портовой территории), приходящиеся на одну тонно-операцию:

, где (82)

Fi - площадь освещаемого участка i-го места работы, м2;

Li - удельная норма освещенности, лк;

tн - среднее число часов ночного (темного) времени в сутки;

kсв - коэффициент использования светильников.

Затраты на приобретение грузо-захватных приспособлений, инвентаря и такелажа, малоценного и быстроизнашивающегося материала, Rцп , приходящихся на 1 тонно-операцию, определяют по нормативам расходов на эти цели.

По нормативам могут быть определены, так же, затраты на приобретение сепарационных и крепежных материалов, приходящиеся на одну тонно-операцию. Данные затраты можно определить и по фактическим затратам с учетом действующих цен по формуле:

, где (83)

чсеп - количество материалов, (м3, кг, шт).

Ссеп - цена операции.

Расходы на операции обработки транспортных средств, приходящиеся на одну тонно-операцию, определяют в зависимости от числа выполняемых операций nс и стоимости выполнения одной операции.

К прочим расходам Rпр относятся только такие расходы, которые могут иметь место при конкретной технологической схеме. Например, при работе по технологической схеме прямого варианта определяются расходы на подачу и уборку железнодорожных вагонов Rваг по формуле:

, где (84)

Nв - количество одновременно обрабатываемых вагонов,ед.;

n оп - число операций, ед.;

Соп - стоимость выполнения каждой операции, руб.;

Qпр - количество груза, переработанного по технологической схеме по прямому варианту, т.

Приняв , где qв - загрузка одного вагона, т., (85)

Получим:

(86)

При работе по складскому варианту внутри склада выполняются операции перемещения груза, его укладки, технологического хранения и т.п. Расходы на их выполнение могут быть определены по формуле:

, где (87)

nскл - число операций с грузами на складе, учтенных в составе основных работ, ед.;

Сскл - стоимость выполнения каждой складской операции, руб.;

QТ.скл - количество тонн груза, перемещенного внутри склада, т.

ДОХОДЫ МОРСКОГО ПОРТА


1312561729239072.html
1312613046693352.html
    PR.RU™