Основной трактат — Источник знаний.

Основная мысль — необходимость универсального, энциклопедическо­го и богословского образования. Дамаскин дал высочайшую оценку книж­ному учению и образованию. В трактате рассмотрена психолого-педагоги­ческая проблематика: о способностях воображения, памяти и др. Даны ме­тодические рекомендации по работе с книгой, организации диспутов и пр.

ФОТИЙ (патриарх) (820—897).Наставник Кирилла (Константина) и Мефодия, славянских первоучителей. Организатор школьного дела.

По его мнению, школа должна являться местом, где молодое поколение усваивает точно очерченный круг общечеловеческих ценностей. Создал в Константинополе школу для детей элиты, представляющую собой нечто среднее между высшей школой и интеллек­туальным кружком. Ее характерные особенности:

— ведущая роль энциклопедически образованного учителя,имеющего непререкаемый авторитет;

— простота и искренность между учителем и учениками, привязанность их друг к другу и общая «ревность» к знанию;

— универсальное содержание образования, включающего как светские на­уки, так и богословие;

— активный метод обучения — беседа.

Для своей школы Фотий написал труд Мириобиблион (Тысячекнижие), содержавший пересказ более 300 произведений античных и византийских писателей, историков, ученых.

МИХАИЛ ПСЕЛЛ (1018—1090),выдающийся государственный деятель и философ, личность предвозрожденческого склада и высоты, ученый-эру­дит, логик, учитель дворцовой школы, воспитатель наследника императорс­кого престола, автор учебников.

В середине жизни принял монашество. Оставил большое число педагогических трудов: Обзор риторических идей, О стиле некоторых сочинений, О всяческой науке и др.

Выступал противником крайностей монастырских форм религиозного воспитания и обучения. Соглашаясь с учением о двух природах — земной и небесной, — он считал, что и образование человека должно проходить в два этапа: изучение наук о низшей природе, заканчивающееся усвоени­ем элементов античной философии, не противоречащих христианским догмам, и постижение божественного мира через изучение теологии.

Идеально воспитанный византиец, по Пселлу, — телесно прекрасен, светски образован, умеет восхищаться красотой материального мира, обладает хри­стианской твердостью ума и душевным благородством. Во взглядах на цели воспитания Пселл был ярким представителем христианского гуманизма.

Специфические черты византийской культуры и образованности оказали благотворное влияние на последующий ход развития всемирной в культуры.

Задания для самостоятельной работы:

1. Проследите главные этапы развития педагогической мысли в Византии. Проанализируйте идеи представителей византийской философско-педагогической мысли.

2. Почему Византию можно рассматривать как мост между античной и средневековой образованностью?

3. Какими были система и типы учебных заведений в Византии? Расскажите об особенностях высшей ступени образования.

4. Согласны ли вы с утверждением Иоанна Дамаскина: «Ничего нет дороже знания, незнание – тьма. Подобно тому, как отсутствие света есть тьма, так и отсутствие знания есть тьма разума». Согласны ли вы с таким утверждением? Обоснуйте свой ответ.

Контрольные задания по теме:


1312850389446751.html
1312941159073811.html
    PR.RU™