ВОПРОС О ТОМ, ПОЗНАВАЕМ ЛИ МИР - КАК ТРАДИЦИОННЫЙ ВОПРОС В ДРЕВНЮЮ ЭПОХУ - В ГНОСЕОЛОГИИ ИМЕЕТ СЛЕДУЮЩУЮ ФОРМУЛИРОВКУ: КАК ОТНОСЯТСЯ НАШИ МЫСЛИ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ К

1) вещам

2) человеку

3) бытию

4) самому этому миру

ВОПРОС, ПОЗНАВАЕМ ЛИ МИР, ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В ТОМ, МОЖНО ЛИ ПОЗНАТЬ ПРЕДМЕТЫ

1) достоверно

2) в основном

3) относительно

4) абсолютно

В ИСТОРИИ ФИЛОСОФСКОЙ ТЕОРИИ ПОЗНАНИЯ СЛОЖИЛИСЬ ДВЕ ПОЗИЦИИ: ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕАЛИСТИЧЕСКАЯ И

1) скептическая

2) агностическая

3) догматическая

4) интуитивистская

И. КАНТ ПОЛАГАЛ, ЧТО НАБЛЮДЕНИЕ И АНАЛИЗ ЯВЛЕНИЙ НЕПРЕРЫВНО РАСШИРЯЮТ ОПЫТ И ОБЪЁМ ЗНАНИЯ, НО ПРОГРЕСС ЗНАНИЯ ВСЕГДА ИМЕЕТ

1) предел

2) границы

3) беспредельность

4) направление

И. КАНТ, БУДУЧИ РЕШИТЕЛЬНЫМ ПРОТИВНИКОМ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО СКЕПТИЦИЗМА, ВЫСТУПАЛ ПРОТИВ ДОГМАТИЧЕСКОГО ПРЕДРАССУДКА О ВСЕСИЛИИ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ, ПРОТИВ СЦИЕНТИСТСКОЙ ПЕРЕОЦЕНКИ ВОЗМОЖНОСТЕЙ НАУКИ, ЧТО ОПРЕДЕЛИЛО ЕГО ПОНЯТИЕ НЕПОЗНАВАЕМЫХ

1) «идей самих по себе»

2) «вещей самих по себе»

3) «людей самих по себе»

4) «теней самих по себе»

НА РУБЕЖЕ XIX-XX ВВ. СФОРМИРОВАЛАСЬ РАЗНОВИДНОСТЬ АГНОСТИЦИЗМА, УТВЕРЖДАЮЩАЯ, ЧТО НАУЧНЫЕ ТЕОРИИ И ПОНЯТИЯ ЯВЛЯЮТСЯ НЕ ОТРАЖЕНИЕМ ОБЪЕКТИВНОГО МИРА, А ПРОДУКТОМ СОГЛАШЕНИЯ МЕЖДУ УЧЁНЫМИ, И ПОЛУЧИВШАЯ НАЗВАНИЕ

1) структурализм

2) инструментализм

3) конвенционализм

4) объективизм

ПУАНКАРЕ, В СВОЁМ УЧЕНИИ О ПОЗНАНИИ, ОТДЕЛЯЛ ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ВЕЩАМИ ОТ СУЩНОСТИ САМИХ ВЕЩЕЙ, СЧИТАЯ, ЧТО ПОЗНАВАЕМЫ ТОЛЬКО

1) материальные системы

2) суждения

3) опытные факты

4) отношения

ГЛАВНЫЙ ТЕЗИС КОНЦЕПЦИИ ПОЗНАНИЯ ГЕЛЬМГОЛЬЦА – ОТСУТСТВИЕ БЛИЖАЙШЕГО СООТВЕТСТВИЯ МЕЖДУ КАЧЕСТВАМИ ОЩУЩЕНИЯ И КАЧЕСТВАМИ

1) субъекта

2) объекта

3) бытия

4) природы

ПОЗНАВАЕМ ЛИШЬ МИР ЯВЛЕНИЙ; ВЕЩИ ЖЕ В СЕБЕ ПОЗНАНИЕМ НЕ ДОСТИГАЮТСЯ, ОНИ НЕУЛОВИМЫ, - УТВЕРЖДАЕТ

1) Юм

2) Кант

3) Фихте

4) Фейербах

ТЕОРЕТИКОМ ФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО ИДЕАЛИЗМА В ФИЛОСОФИИ ПОЗНАНИЯ ЯВЛЯЕТСЯ

1) Пирсон

2) Мюллер

3) Гельмгольц

4) Башляр

В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМ ПОЗНАНИЯ БАШЛЯР ИСХОДИЛ ИЗ РАЗДЕЛЕНИЯ МИРА НА «ЕСТЕСТВЕННУЮ РЕАЛЬНОСТЬ» И

1) «субъективную реальность»

2) «идеальную реальность»

3) «техническую реальность»

4) «природную реальность»

СОВРЕМЕННАЯ ФИЛОСОФСКАЯ ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ РАСХОДИТСЯ С АГНОСТИЦИЗМОМ НЕ В ВОПРОСЕ О ПОЗНАВАЕМОСТИ ЯВЛЕНИЙ КАК ФЕНОМЕНОВ, РАСХОЖДЕНИЯ В ДРУГОМ – ПОЗНАВАЕМА ЛИ

1) причина

2) возможность

3) сущность

4) форма

АГНОСТИЦИЗМ, СОГЛАСНО СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФСКОЙ ТЕОРИИ ПОЗНАНИЯ, – ЭТО УЧЕНИЕ, ОТРИЦАЮЩЕЕ НЕ НЕВОЗМОЖНОСТЬ ПОЗНАНИЯ СУЩНОСТИ МАТЕРИАЛЬНЫХ СИСТЕМ, ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ ПРИРОДЫ И ОБЩЕСТВА, НО В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ, ВОЗМОЖНОСТЬ ПОЗНАНИЯ

1) достоверного

2) абсолютного

3) относительного

4) необходимого

ИСТИНА – ЭТО АДЕКВАТНОЕ ОТРАЖЕНИЕ ОБЪЕКТА ПОЗНАЮЩИМ СУБЪЕКТОМ, ВОСПРОИЗВОДЯЩЕЕ ПОЗНАВАЕМЫЙ ОБЪЕКТ ТАК, КАК ОН СУЩЕСТВУЕТ

1) сам по себе

2) в мире идей



3) в мире вещей

4) в сознании

ХАРАКТЕРНОЙ ЧЕРТОЙ ИСТИНЫ ЯВЛЯЕТСЯ НАЛИЧИЕ В НЕЙ ДВУХ СТОРОН: ОБЪЕКТИВНОЙ И

1) субъективной

2) необходимой

3) случайной

4) возможной

ИСТИНА «СУБЪЕКТИВНА» - ЭТО ЗНАЧИТ, ЧТО ОНА НЕ СУЩЕСТВУЕТ ПОМИМО

1) природы

2) человека

3) сознания

4) идеи

ИСТИНА «ОБЪЕКТИВНА» - ЭТО ЗНАЧИТ, ЧТО ИСТИННОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ НЕ ЗАВИСИТ ОТ

1) идеи

2) мира

3) знания

4) человека

ЗАВИСИМОСТЬ ЗНАНИЯ ОТ СВЯЗЕЙ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ, ПРИСУЩИХ ТЕМ ИЛИ ИНЫМ ЯВЛЕНИЯМ, ОТ УСЛОВИЙ, МЕСТА И ВРЕМЕНИ, В КОТОРЫХ ОНИ СУЩЕСТВУЮТ И РАЗВИВАЮТСЯ, ХАРАКТЕРИЗУЮТ ИСТИНУ В ЕЁ

1) относительности

2) конкретности

3) абсолютности

4) случайности

ОБЪЕКТИВНАЯ ИСТИНА ИМЕЕТ ТРИ АСПЕКТА: БЫТИЙСТВЕННЫЙ, АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ И

1) онтологический

2) праксеологический

3) методологический

4) гуманистический

ИСТИНА – ЭТО «ПРЕБЫВАЮЩЕЕ СУЩЕСТВОВАНИЕ», ЭТО – «ЖИВУЩЕЕ», «ЖИВОЕ СУЩЕСТВО», «ДЫШАЩЕЕ, Т.Е. ВЛАДЕЮЩЕЕ СУЩЕСТВЕННЫМ УСЛОВИЕМ ЖИЗНИ И СУЩЕСТВОВАНИЯ. ИСТИНА КАК СУЩЕСТВО ЖИВОЕ ПО ПРЕИМУЩЕСТВУ». ИМЕННО ТАКОЕ ПОНИМАНИЕ ИСТИНЫ И ОБРАЗУЕТ СВОЕОБРАЗНУЮ И САМОБЫТНУЮ ХАРАКТЕРИСТИКУ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ, - ПО МНЕНИЮ

1) В. Соловьёва

2) П. Флоренского

3) П. Чаадаева

4) Самарина

САМО ПОНЯТИЕ «ИСТИНА» В РУССКОМ ЯЗЫКЕ НЕОТРЫВНО ОТ ПОНЯТИЯ

1) «правда»

2) «долг»

30 «красота»

4) «благо»

ВАЖНОЕ МЕСТО В ТЕОРИИ ПОЗНАНИЯ ЗАНИМАЮТ ФОРМЫ ИСТИНЫ: ОТНОСИТЕЛЬНАЯ И

1) полная

2) абсолютная

3) случайная

4) необходимая

ПОД АБСОЛЮТНОЙ ИСТИНОЙ ПОНИМАЕТСЯ ЗНАНИЕ, КОТОРОЕ ТОЖДЕСТВЕННО СВОЕМУ ПРЕДМЕТУ И ПРИ ДАЛЬНЕЙШЕМ РАЗВИТИИ ПОЗНАНИЯ НЕ МОЖЕТ БЫТЬ

1) отрицательным

2) опровергнутым

3) неполным

4) случайным

ИСТИНА ВО ВСЕ ВРЕМЕНА ОСТАЁТСЯ ИСТИНОЙ, АДЕКВАТНО ОТРАЖАЮЩЕЙ РЕАЛЬНЫЕ ЯВЛЕНИЯ; ОТНОСИТЕЛЬНАЯ ИСТИНА ЕСТЬ ИСТИНА ОБЪЕКТИВНАЯ, ИСКЛЮЧАЮЩАЯ

1) ошибки

2) ложь

3) заблуждения

4) незнание

ИСТИНА ЕСТЬ ПРОЦЕСС, ОСНОВОЙ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ИСТИН ЯВЛЯЕТСЯ

1) объективность

2) субъективность

3) изменчивость

4) устойчивость

ПРИ ГИПЕРТРОФИИ МОМЕНТА УСТОЙЧИВОСТИ (АБСОЛЮТНОСТИ) В ПРОЦЕССЕ ПОСТИЖЕНИЯ ИСТИНЫ ФОРМИРУЕТСЯ

1) скептицизм

2) софизм

3) догматизм

4) релятивизм

ПРИ ГИПЕРТРОФИИ МОМЕНТА ИЗМЕНЧИВОСТИ (В СМЫСЛЕ СМЕНЫ ОДНИХ КОНЦЕПЦИЙ ДРУГИМИ) ФОРМИРУЕТСЯ

1) скептицизм

2) агностицизм

3) догматизм

4) релятивизм

ТРАКТОВКА ИСТИНЫ, В КОТОРОЙ ВОЕДИНО СВЯЗЫВАЮТ АБСОЛЮТНОСТЬ И ОТНОСИТЕЛЬНОСТЬ, УСТОЙЧИВОСТЬ И ИЗМЕНЧИВОСТЬ, ПРЕДСТАВЛЕНА

1) эклектикой

2) софистикой

3) диалектикой

4) метафизикой

ЗАБЛУЖДЕНИЯ В ПОЗНАНИИ – НЕОБХОДИМАЯ СТУПЕНЬ, ОПИРАЯСЬ НА КОТОРУЮ НАУКА ПРИБЛИЖАЛАСЬ К

1) утверждению

2) теории

3) истине

4) решению

ПОИСКИ ПУТЕЙ ПРОВЕРКИ ИСТИНЫ ВЕСЬМА МНОГООБРАЗНЫ И СЛОЖНЫ; В НАУЧНОМ ПОЗНАНИИ ЧИСЛО ИХ ВОЗРАСТАЕТ, НО ИХ ДОКАЗАТЕЛЬНАЯ СИЛА

1) абсолютна

2) относительна

3) безгранична

4) весьма ограничена

НЕСМОТРЯ НА АВТОРИТЕТНОСТЬ И ДОСТАТОЧНОСТЬ СУЩЕСТВУЮЩИХ КРИТЕРИЕВ ИСТИНЫ В ПОЗНАНИИ МИРА КАК СПОСОБОВ УСТАНОВЛЕНИЯ ИСТИННОСТИ СУЖДЕНИЙ, ВСЕ ОНИ НЕ ЯВЛЯЮТСЯ НИ АБСОЛЮТНЫМИ, НИ

1) единственными

2) достоверными

3) совершенными

4) очевидными

НАИБОЛЕЕ НАДЁЖНЫМ КРИТЕРИЕМ ИСТИНЫ ЯВЛЯЕТСЯ

1) логика

2) эксперимент

3) практика

4) парадигма

ПРАКТИКА ЯВЛЯЕТСЯ КРИТЕРИЕМ ИСТИНЫ, ПОСКОЛЬКУ ОНА РЕШАЕТ ВОПРОС НЕ ПРОСТО О ЗНАНИИ, А О ЕГО

1) полноте

2) достоверности

3) результативности

4) концептуальности

ДРУГИЕ КРИТЕРИИ ИСТИНЫ СОДЕЙСТВУЮТ УСТАНОВЛЕНИЮ ДОСТОВЕРНОСТИ ЗНАНИЯ И ВЫПОЛНЯЮТ ВАЖНЫЕ ФУНКЦИИ, ПРЕЖДЕ ВСЕГО

1) ценностные

2) координационные

3) эвристические

4) интегрирующие

КРИТЕРИЕМ ИСТИНЫ ЯВЛЯЕТСЯ ПРАКТИКА, ВЗЯТАЯ В ПРОЦЕССЕ СВОЕГО

1) завершения

2) развития

3) расширения

4) подтверждения

В ГРЕЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ СИСТЕМА ПРАВИЛ ЛОГИЧЕСКОГО ОПРЕДЕЛЕНИЯ ИСТИННОСТИ СУЖДЕНИЙ БЫЛА РАЗРАБОТАНА

1) Парменидом

2) Зеноном

3) Аристотелем

4) Демокритом

ЛОГИЧЕСКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ АРИСТОТЕЛЯ, ОПРЕДЕЛИВШИЕ НА МНОГИЕ СТОЛЕТИЯ НАПРАВЛЕНИЕ ФИЛОСОФСКИХ ДИСКУССИЙ ПО ПРОБЛЕМАМ ПОЗНАНИЯ, СОБРАНЫ В ЕГО ТРАКТАТЕ

1) «Физика»

2) «О небе»

3) «О возникновении и уничтожении»

4) «Органон»

В НОВОЕ ВРЕМЯ ТЕОРИЮ ПОЗНАНИЯ АРИСТОТЕЛЯ ПРОДОЛЖАЛ РАЗВИВАТЬ

1) Гоббс

2) Локк

3) Лейбниц

4) Бэкон

ДЕКАРТ СЧИТАЛ, ЧТО ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ПОЗНАНИЕ ЯВЛЯЕТСЯ РЕЗУЛЬТАТОМ ВЕРНОГО ПРИМЕНЕНИЯ

1) опыта

2) разума

3) духа

4) метода

В ОСНОВЕ ФИЛОСОФСКОЙ ГНОСЕОЛОГИИ ДЕКАРТА ЛЕЖИТ УЧЕНИЕ

1) эмпиризм

2) сенсуализм

3) рационализм

4) интуитивизм

ВОПРЕКИ ТЕОРИИ ДЕКАРТА, АНГЛИЙСКИЙ ФИЛОСОФ ЛОКК ПОЛАГАЛ НЕ ТОЛЬКО ГЛАВНЫМ, НО И ЕДИНСТВЕННЫМ ИСТОЧНИКОМ ПОЗНАНИЯ

1) чувства

2) ощущения

3) впечатления

4) воспоминания

ЦЕЛЬЮ ПОЗНАНИЯ ЯВЛЯЕТСЯ ДОСТИЖЕНИЕ

1) счастья

2) красоты

3) блага

4) истины

ПЛАТОН РАЗЛИЧАЛ ИСТИННОЕ ЗНАНИЕ И ОБЫДЕННОЕ

1) понимание

2) суждение

3) объяснение

4) мнение




1315569835391662.html
1315616263474496.html
    PR.RU™