Эпоха Нара (VIII в.)

Феодализм в Японии, по определению Н. Конрада, "сначала прошел общий для всей Восточной Азии путь надельной системы", так как неразложившуюся общину можно поставить только под государственный контроль на Китай показал Японии пример функционирования подобной системы. Переход к надельной системе принял форму переворота Тайка, в котором все категории несвободного населения и полусвободные увидели для себя возможность освобождения и личной экономической независимости, а царский род - возможность приобретения реальной власти. Резкое усиление центральной власти и правовые принципы управления по Тайхоре способствовали расцвету всех сфер жизни японского общества в Нарский период его истории. Успешно преодолевались остатки радоплеменной структуры. Переняв от Китая систему пятидворок и подворных реестров, государство ввело смертную казнь за бегство крестьян с наделов. Недовольством масс жесткостью режима попыталась воспользоваться старая родовая знать, однако заговор Татибана Нараморо 757 г. завершился его разгромом (государственная барщина все-таки была уменьшена вдвое). В 80 гг. Фудзивара добили Отомо. Все это свидетельствовало о прочности нового строя.

В 752 г. была установлена 16-метровая статуя Большого Будды из бронзы, что символизировало союз светской и церковной буддийской власти, способствовавшей ослаблению социально-религиозных движений крестьянства. Привилегии монастырскому землевладению были столь значительными, что возникла проблема ухода в монастыри от налогов не только простого крестьянства, но и многих представителей знати.

С сер. VIII в. начинается усиление частновладельческой тенденции. Переход земли в руки государства только на время смог ее пресечь. Особенно широкий характер приватизация земель приняла с Законом 743 г. о праве частной собственности на поднятые и освоенные целинные земли. Знать поднимала не самого лучшего качества целину, а затем вынуждала крестьян менять их хорошие земли на плохие целинные. С расширением доли частных земель соответственно уменьшалась доля земель государственных, что вынуждало правительство повышать налогообложение надельного крестьянства. Указанные тенденции дополнялись и ускорялись вырождением императорской власти в политически пассивную, хотя по-прежнему религиозно-авторитетную систему. С 794 г. устанавливается правление аристократического рода Фудзивара как главных министров "от лица императора" (жены, регенты, канцлеры императорских правительств поставлялись из среды этого рода, т. е. фактически претворялась в жизнь концепция клана Сога). Совершеннолетние тэнно отправлялись в монастырь, а Фудзивара правили от имени несовершеннолетних отпрысков императорской фамилии. Столица переносится в "столицу мира и покоя" Хэйан (Киото).


1316694814058143.html
1316748821793283.html
    PR.RU™